Технопарки - российская волна

Технопарки - российская волна
Продолжение. Начало см. здесь.

Но вернемся к России. Первая российская технопарковая волна прошла в конце 80 — 90-х годах. Тогда прикладная и отраслевая науки, как и остальная страна, переживали тяжелые времена, государство почти перестало их финансировать. Технопарк стал одной из возможностей удержать квалифицированных ученых и инженеров в науке. Основная часть первых технопарков появлялась в системе высшего образования, они рассматривались лишь как подразделения вузов. В отличие от остального мира, где технопарковые образования являлись в первую очередь бизнес-партнерами.

В России первый научный парк создали в Томске в 1990 году, его учредителями стали Государственный комитет по образованию, Минвуз России, администрация региона, ведущие вузы города, Томский научный центр РАН и крупные предприятия, объединившись в ассоциацию государственных учреждений с полной государственной собственностью. Затем он был реформирован в АОЗТ, доля государственной собственности уменьшилась до 3%. Отсутствие опыта самостоятельного хозяйствования, подавленного социализмом, привели к большим экономическим трудностям и неудачам в коммерческой деятельности.

Эти же проблемы сопутствовали всем технопаркам молодой России, так и не совершившим особого прорыва в научно-промышленной деятельности. В то время главной задачей было элементарно выжить, и технопарки рассматривались научными учреждениями, прежде всего, как способ получения хотя бы каких-то денег от государства. Благо в 1990 году Министерство экономики запускает программу «Технопарки России», рассчитанную на пять лет. Суммы выделялись небольшие (вузу их хватило бы на создание всего лишь нового факультета), на них просто невозможно было организовать необходимую инфраструктуру, приобрести недвижимость, подготовить команды управленцев. Самые сметливые вузы развернули весьма далекую от научного поиска коммерческую деятельность.

Тогда же появляется Ассоциация «Технопарк», главным направлением работы которой на раннем этапе были изучение и адаптация к условиям России зарубежного опыта создания технопарков, пропаганда их деятельности как эффективной формы поддержки развития малого инновационного бизнеса.

Со стороны государства отсутствовала не только материальная, но и законодательная помощь. Правительство убеждено, что технопарки не должны становиться льготными экономическими зонами. А налоговые условия для них — равными остальной территории России, иначе технопарки обязательно превратятся во внутренние оффшоры, места выведения активов, ухода от налогов.

В середине 90-х число технопарков на базе государственных научных центров продолжало увеличиваться. Начинается процесс их расслоения, по ряду объективных и субъективных факторов одни научные парки (Москва, Томск, Санкт-Петербург, Черноголовка, Зеленоград, Уфа) стали существенно опережать в развитии другие. Появляются региональные технопарки, в их организации значительное участие принимают местные органы власти. В начале нового тысячелетия в России действует уже порядка 60 технопарков, то есть по их количеству страна занимает пятое место в мире. Но реально треть из них существует лишь на бумаге, а аккредитацию в 2000 году удалось пройти лишь 30-ти. И только 11 признаны отвечающими мировым стандартам. Существующие сегодня технопарки не способны обеспечить работой накопленный интеллектуальный потенциал из-за небольших размеров, ограниченных возможностей, продолжающихся материальных трудностей, отсутствия льготного налогообложения и зависимости от вузов. За весь период развития технопарков высокотехнологичные компании так и не смогли увеличить свой вклад в ВВП страны. Согласно данным аналитического центра «Альпари СПб», в 2004 году только восемь технопарков предоставили данные об обслуживаемых ими предприятиях, три — информацию по персоналу и один (Научный парк МГУ им. М.В. Ломоносова) раскрыл данные по годовому обороту и производительности.

Да, согласно мировому опыту, технопарк можно рассматривать как особую экономическую зону, где стремительно развивается наукоемкая промышленность. Да, наука дает мощный стимул бизнесу, главным образом малому, потому везде технопарки рассматриваются как значительная поддержка малого предпринимательства. Наконец, именно здесь фундаментальные и прикладные научные изыскания получают дополнительные финансовые и прочие возможности, а наука становится свободной от государства. Но технопарк это не та организация, что приносит быструю коммерческую отдачу. Прибыль приносят все те же малые предприятия, среднее время становления которых три-четыре года. Без существенной законодательной и материальной базы реализовать технопарковую технологию не получится.

Поэтому в России «первая волна» технопарков, можно сказать, потерпела крах. Но не все потеряно! В правительстве, да и в регионах технопарки продолжают считать эффективнейшим методом выхода из экономического кризиса. Еще бывши Председатель Правительства России Михаил Фрадков подписал пакет документов, определяющий создание в России технопарков и отраслевого венчурного фонда. По требованию Президента, в период с 2006 по 2010 годы планировалось создать технопарки на территориях Московской, Новосибирской, Ленинградской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республике Татарстан.

В общем-то многое из намеченного действительно осуществилось. С целью поддержки технопарков Министерством связи были подписаны соглашения о сотрудничестве и поддержке в реализации проектов компаний-резидентов с инновационным центром «Сколково» в июле 2011 года) и с ОАО «РВК» (в октябре 2011 года). Кроме того, было создано Некоммерческое партнерство «Ассоциация» технопарков в сфере высоких технологий». В инфраструктуру технопарков по итогам 2011 года было вложено 7 млрд. руб. федеральных средств, 8,5 млрд. руб. региональных средств и 4 млрд. руб. средств частных инвесторов. Эффективность создания технопарков как социально-значимого проекта доказывает создание 9 000 рабочих мест. По данным, полученным от уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, выручка компаний-резидентов технопарков с 2009 года превысила 39 млрд. руб. (за 2011 год около 17 млрд. руб.). Таким образом, возврат налогов в бюджеты всех уровней составил 5,6 млрд. рублей.]

Планировалось, что к 2011 году стоимость общего объёма продукции, произведенной в результате работы компаний-резидентов технопарков, может составить более ста миллиардов рублей, а средняя выручка в расчете на одного работника технопарка может составить приблизительно полтора миллиона рублей. На деле же, по данным на третий квартал 2011 года, удалось выручить лишь 33 миллиарда рублей, количество сотрудников всех технопарков составило 11 тысяч, количество фирм-резидентов — около 440. Из всех технопарков, которые планировалось построить, реально функционируют лишь четыре. Развитию проекта препятствовало отсутствие льготного налогообложения, материальные трудности и зависимость от вузов. Кроме того, мешала также высокая монополизация экономики.

Продолжение следует.

Также рекомендуем прочитать:

  • Будущее Рыбинского района
    Будущее Рыбинского района
    Бизнес
     
  • Технопарк?
    Технопарк?
    Бизнес
     
  • В Ярославской области открылся II Международный конгресс «Региональный марк ...
    В Ярославской области открылся II Международный конгресс «Региональный марк ...
    Бизнес
     
  • Кому самостоятель­ность на пользу
    Кому самостоятель­ность на пользу
    Политика
     
  • Курорт на Рыбинском море
    Курорт на Рыбинском море
    Отдых
     
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 7 дней со дня публикации.